Меморандум международного форума «Современное состояние системы непрерывного педагогического образования и перспективы ее интеграционного развития»

25 ноября 2021 года на базе Московского педагогического государственного университета состоялся международный форум «Современное состояние системы непрерывного педагогического образования и перспективы ее интеграционного развития», приуроченный к 30-летию создания Содружества Независимых Государств (далее — Форум).

В работе Форума приняли участие представители образовательных организаций государств – участников Содружества Независимых Государств, реализующих программы подготовки педагогических кадров, органов государственной власти в сфере образования, ассоциаций педагогических образовательных организаций.

По итогам работы Форума участниками был принят Меморандум.

 

Меморандум международного форума «Современное состояние системы непрерывного педагогического образования и перспективы ее интеграционного развития», приуроченного к 30-летию создания Содружества Независимых Государств

Участники Форума отмечают, что современный этап развития мирового сообщества характеризуется возрастающей ролью образования, которое активно влияет на его состояние и определяет основы экономического и социального прогресса как всей человеческой цивилизации, так и отдельных государств и народов.

В связи с этим ключевым направлением государственной политики сотрудничества государств – участников СНГ в области образования является формирование общего образовательного пространства Содружества. В этом направлении Исполнительным комитетом СНГ и парламентами государств – участников Содружества проведена значительная работа по созданию нормативно-правовых актов и организации мероприятий, поддерживающих интеграционные процессы в сфере образования.

Участники Форума в своих выступлениях считают, что приоритетным направлением в сфере образования государств – участников СНГ является система подготовки педагогических кадров, которая способна обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное образование, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития государств – участников СНГ.

Особое внимание, как считают участники Форума, должно быть уделено единым подходам к гармонизации государственных образовательных стандартов государств – участников СНГ, способных обеспечить преемственность и вариативность систем образования государств, входящих в Содружество.

Национальные, законодательные и нормативные правовые акты в сфере образования, в том числе, в области подготовки педагогических кадров необходимо проанализировать и внести соответствующие изменения с учетом передового международного опыта и мнения профессионального педагогического сообщества государств-участников СНГ.

В ходе обсуждения неоднократно подчеркивалось, что важнейшую роль в создании общего образовательного пространства играет разработка согласованных критериев и технологий мониторинга состояния и качества высшего педагогического образования.

Разработка согласованных критериев и технологий мониторинга состояния и качества педагогического образования, тенденций его развития в государствах-участниках СНГ, по мнению участников Форума, должна быть включена в перечень основных направлений формирования общего образовательного пространства.

Значимую роль в формировании общего образовательного пространства СНГ играет академическая мобильность. Расширение мобильности студентов, преподавателей, стажеров, аспирантов и докторантов несомненно будет способствовать повышению качества образования и научных исследований в педагогических университетах Содружества, облегчит вхождение университетов в международные рейтинги образовательных учреждений и интеграцию в мировое образовательное пространство, повысит публикационную активность научно-педагогических работников. Позитивную роль в развитии современной модели педагогического образования будет играть расширение сферы использования совместных образовательных программ, развитие практики двойных дипломов.

По мнению участников Форума, пополнение научно-педагогического состава педагогических вузов молодыми преподавателями и учеными становится в настоящее время значимой проблемой. В учреждениях СНГ, ведущих подготовку педкадров, молодые преподаватели (в возрасте до 35 лет) составляют менее 9%. Своевременная ротация кадрового состава вузов замедлилась, заметно нарастает старение научно-педагогических кадров. Участники Форума предлагают всем организациям, ведущим подготовку педагогических кадров, разработать систему мер, обеспечивающих методическую, моральную и материальную поддержку молодых преподавателей.

Участники форума считают необходимым заявить, что основополагающим фактором развития интеграционных процессов в сфере педагогического образования является использование русского языка как средства международного общения. Русский язык является рабочим языком общения для Содружества Независимых Государств и остается инструментом коммуникационно-информационной деятельности вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров. Русский язык востребован национальными образовательными системами, и в этой связи проблемы обучения русскому языку в системе педагогического образования приобретают особое значение. В целях дальнейшего укрепления интеграционных процессов необходима стратегия, предусматривающая развитие и укрепление русского языка в системе подготовке педагогических кадров на всем евразийском образовательном пространстве.

Участники Форума полагают, что в общем образовательном пространстве должна действовать единая система информации. Для создания единой системы и механизмов информационного обмена в общем образовательном пространстве государств — участников СНГ необходимо осуществить издание информационного бюллетеня о подготовке педагогических кадров и развитии интеграционных процессов в педагогических вузах государств-участников СНГ.

В целях консолидаций усилий и объединения научно-методических и информационных ресурсов Московского педагогического государственного университета и педагогических университетов стран СНГ на базе МПГУ предлагается создать Международный центр педагогического образования.

Участники Форума выражают твердую уверенность в том, что последовательная гармонизация и сближение национальных систем подготовки педагогических кадров при сохранении их культурно-исторических особенностей внесет существенный вклад в развитие кадрового потенциала стран Содружества, будет способствовать удовлетворению потребностей растущей экономики и рынка труда, общему развитию Содружества и его государств – участников, станет надежным фундаментом дальнейшего устойчивого развития.