Впереди информационных технологий всегда идут технологии педагогические


Warning: A non-numeric value encountered in /var/www/site/htdocs/wp-content/plugins/new-royalslider/classes/rsgenerator/NewRoyalSliderGenerator.php on line 339

26 февраля в МПГУ состоялась международная научно-практическая конференция на тему «Педагогическое образование в условиях цифровизации экономики». Ее участники обсудили, как педагогическое образование и педагогическая практика меняются под воздействием цифровых технологий.

Организовали конференцию МПГУ (базовая организация государств-участников СНГ по подготовке педагогических кадров) и Евразийская ассоциация педагогических университетов. В ней приняли участие около 1000 человек из России и стран СНГ, в том числе около 900 – в дистанционном режиме.

Открывая пленарное заседание конференции, исполнительный директор Евразийской ассоциации педагогических университетов, советник ректора МПГУ Эдуард Никитин отметил, что «призрак цифровизации» сегодня стал реальностью. Однако вопросы о том, что происходит с системой образования под влиянием цифровизации, что будет происходить в дальнейшем и как на это нужно реагировать профессиональному сообществу, не имеют однозначных ответов.

Ректор МПГУ, член-корреспондент РАО Алексей Лубков в своем вступительном слове подчеркнул, что появление новых возможностей влечет за собой и появление новых проблем. Осенью на российско-китайской конференции в МПГУ уже обсуждали проблему цифровизации, и в докладах китайских коллег звучали не только нотки оптимизма, сказал он. «Любой новый технологический уклад открывает разные перспективы, и именно от личности человека, от личности учителя зависит то, какими будут эти перспективы», – отметил он.

Алексей Лубков напомнил, что еще в середине прошлого века герой фильма «Москва слезам не верит» видел в будущем «одно сплошное телевидение». Но спустя 50 лет человек остается человеком, и роль учителя не снижается, а только растет. Именно главенствующая роль учителя лежит в основе работы Московского педагогического государственного университета. Здесь изучаются многие сложные проблемы, связанные с сознанием человека, и цифровое образование – одна из них. Поэтому для МПГУ как одного из организаторов конференции важен диалог и обратная связь с профессиональным сообществом.

Генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование», научный руководитель Института развития цифрового образования МПГУ, член-корреспондент РАО Александр Кондаков отметил, что сейчас система образования переживает второй «системный переход» после изобретения печатного станка Гутенбергом. Всеобщая цифровизация привела к тому, что работодатели при найме на работу требуют от человека не столько знаний, сколько общих компетенций, в числе которых ориентация на результат, открытость к изменениям, системное мышление, ориентация на клиента, эффективная коммуникация. Человеку необходимо постоянное личностное развитие. Система образования, в том числе педагогического, должна отвечать на эти вызовы.

Такир Балыкбаев, ректор Казахского национального педагогического университета имени Абая, отметил, что цифровизация общества и системы образования является одним из ключевых вызовов современности, и университет должен отвечать на этот вызов, чтобы идти в ногу со временем. Руководством Республики Казахстан поставлена задача подготовки специалистов, способных вести профессиональную деятельность в условиях цифровых технологий. В Казахстане считают, что школьный учитель должен владеть этими технологии в целом, а не только уметь применять отдельные программные средства.

Директор московской школы №109, академик РАО Евгений Ямбург подчеркнул, что если цифровые технологии внедряются без ценностной основы, если преобладает технократический подход, то все рушится. «Конечно, школа должна воспитать человека умелого и мобильного – если он не владеет технологиями, не знает иностранного языка и не водит машину, его можно назвать инвалидом», сказал он. Но, помимо компетенций, необходима серьезная духовно-нравственная работа. Учитель должен быть не только специалистом в своем предмете, но и специалистом по ребенку – ведь сегодня в обычные школы приходит много детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. Именно поэтому «впереди информационных технологий всегда идут технологии педагогические», – убежден Евгений Ямбург.

Ректор Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка Александр Жук рассказал, что в Белоруссии создаются беспрецедентные условия для развития IT-отрасли, продукты белорусских программистов используются в разных странах. Перед системой образования стоит не только задача подготовки кадров для цифровой экономики, но и шире – подготовка людей для жизни в условиях цифрового общества. Особую роль приобретает цифровая подготовка учителя, который должен предвосхищать развитие «цифрового ребенка». Пересматривать подходы к подготовке современного учителя необходимо и в педагогических вузах – в частности, трансформация педагогического образования происходит в БГПУ.

Валерий Ковалевский, ректор Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева, отметил, что цифровая компетентность педагогу необходима, хотя не стоит считать ее самой важной. Именно педагог должен помочь детям грамотно использовать цифровые ресурсы в образовании – как показывает практика, представители «поколения с гаджетами в руках» без направляющей роли педагога не идут дальше социальных сетей и сайтов с решебниками.

Цифровизация – это вызов не только университетскому педагогическому образованию, но и системе повышения квалификации педагогов, убежден Степан Жолован, ректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Модель компетенций цифровой экономики столь же актуальна для преподавателей институтов повышения квалификации, как и для работников любых других отраслей. При этом цифровые образовательные ресурсы играют важную роль в работе таких институтов, так как многие учителя обучаются дистанционно.

В своем выступлении директор Института развития цифровизации образования МПГУ Оксана Гордиенко рассказала об аксиологическом аспекте цифровой трансформации образования. Нужно понимать, что цифровизация – это всего лишь форма, инструмент, подчеркнула она, и за современными технологиями должны стоять человеческие смыслы. Если не наполнить такими смыслами технологию, она наполнит сама себя, и такие примеры уже есть, когда подростки в социальных сетях вступают в группы с информацией сомнительного качества. Не стоит отрицать положительное влияние гаджетов на современное общество, но цифровизация без нравственных ценностей ведет к потере национальной идентичности. «Необходимо позитивное влияние на умы молодого поколения, – считает Оксана Гордиенко, – и ключевая роль в этой работе принадлежит учителю».

После пленарного заседания участники конференции продолжили работу на заседании секций.

В рамках секции «Цифровая трансформация вуза» состоялся круглый стол на тему «Цифровая трансформация педагогического образования. Из опыта работы», его модератором выступил Александр Кондаков.

В рамках секции Подготовка педагогических кадров для цифровой школы» состоялся круглый стол на тему «Новый профессиональный стандарт педагога: проблемы и перспективы внедрения», его модератором выступил Евгений Ямбург.

Б.Л.Старцев, М.А.Тимофеев

 


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/site/htdocs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *