Вопросы этики в работе с детьми младшего возраста на Международной конференции ЕССЕ


Warning: A non-numeric value encountered in /var/www/site/htdocs/wp-content/plugins/new-royalslider/classes/rsgenerator/NewRoyalSliderGenerator.php on line 339

Турция стала страной-партнером VIII Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста». На пленарном заседании в МГИМО МИД России выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Турецкой Республики в РФ Мехмет Самсар. В своем обращении к собравшимся он поблагодарил коллектив МГИМО за предоставление площадки для проведения столь престижной международной конференции и отметил, что рад видеть свою страну в почетном звании партнера. «В Турции дошкольному образованию уделяется большое внимание, – сказал г-н Посол. – Сегодня здесь присутствуют представители Турецкой психологической ассоциации, которые будут участвовать в работе форума».

В Турции, по словам г-на Мехмета Самсара, за последние годы государством разработан ряд специальных образовательных программ, предназначенных для самых разных категорий детей, включая детей с ОВЗ, живущих на отдаленных территориях, а также находящихся в медицинских стационарах.

Затем слово взяла доктор психологии, заместитель председателя Турецкой психологической ассоциации Илькиз Алтиноглю Дикмеер. Она  выступила с докладом «Этические вопросы при  исследовании психического здоровья детей». Доктор психологии посвятила свое выступление этическим нормам и правилам, которых стоит придерживаться специалисту, работающему с детьми, причем не только психологу, но и педагогу.

Г-жа Илькиз Алтиноглю Дикмеер использовала термин «child advocacy», предполагающий информационную, лоббистскую и прочую работу по защите прав и интересов ребенка. «Мы являемся голосом ребенка, – объяснила психолог.  Как профессионалы, мы всегда выступаем адвокатами ребенка. А выступать от имени ребенка означает брать на себя ответственность его благополучие».

По словам гостьи конференции, иногда не так просто понять: что означает действовать в интересах ребенка? Может быть, во всем идти навстречу пожеланиям родителей? «Я считаю, что следует придерживаться четырех этических принципов, – сказала эксперт. – Уважение независимости ребенка, справедливость, доброта и, наконец, известный врачебный принцип: не навреди!»

В своей профессиональной деятельности детский психолог должен обязательно учитывать уровень развития ребенка, уверена Илькиз Алтиноглю Дикмеер. Чтобы действовать в интересах ребенка, надо ограждать его от негативных воздействий внешней среды. Одно из средств такой защиты – конфиденциальность. «Она напрямую связана с ментальным здоровьем ребенка, – уверена психолог. – Например, часто встречающееся затруднение в работе детских психологов: показывать ли родителям рисунки, сделанные ребенком во время сеанса? А результаты тестов? Решать надо в каждом конкретном случае. Психологу нельзя допускать возможности причинения вреда ребенку».

По словам докладчицы, специалистам иногда приходится сталкиваться с риском злоупотребления полученной информацией. Причем не только со стороны взрослых, но и со стороны самих детей. К примеру, родитель обращается к психологу с такой просьбой: «Повлияйте на дочь, чтобы она стала есть брокколи», а ребенок порой просит психолога: «Уговорите маму купить мне красное платье».

Другая группа проблем связана с физическими касаниями. Нормально ли в процессе психологического сеанса касаться ребенка или позволять ему садиться на колени? «Здесь существуют взаимные ограничения, а ребенку следует объяснить наличие границ во взаимоотношениях», – подчеркнула Илькиз Алтиноглю Дикмеер. Также и при проведении тестирования надо соблюдать этические границы. Недопустимо проводить тестирование ради любопытства. По словам психолога, в Турции много частных школ, которые заинтересованы в поведении тестирования на предмет соответствия уровня развития ребенка образовательным программам, что является обычной практикой.

Доктор психологии из Турции поделилась с участниками конференции еще одним своим наблюдением. Бывает так, что опытный врач замечает у ребенка в возрасте до двух лет признаки аутизма. И при этом он видит, что родителей эти отклонения мало беспокоят. Например, семья состоятельная, ребенок не посещает ясли, с ним занимаются дома. И мать считает нормальным, что ребенок в два года не разговаривает. Подумаешь, заговорит в три года! В этом случае врачу-психологу следует все-таки обратить внимание родителей на тревожные симптомы, чтобы предотвратить их развитие в будущем.

По словам председателя международного комитета ЕССЕ 2019 профессора Н. Е. Вераксы, в настоящий момент в Турции сложилось мощное сообщество детских врачей-психологов. Оно успешно выполняет взятую на себя миссию: оказание максимально возможного объема помощи различным категориям детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны взрослых. А также – популяризация среди родителей знаний о детях.

Делегацию Турции на Конференции ECCE также представили г-н Бенгю Тюркоглу из Университета имени Некметтина Эрбакана (доклад «Влияние образовательной программы, основанной на настольных играх, на готовность детей к начальной школе в дошкольный период») и профессор Икбал Сахин Сак из Университета Ван Юдзунчу Йыл (доклад «Самооценка навыков самостоятельности детей»).

 

 

 


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/site/htdocs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *