В ноябре 2016 года весь научный мир отмечает 120-летие со дня рождения Л.С. Выготского, всемирно известного ученого и философа, внесшего огромный вклад в психологию и педагогику. В рамках Международного сетевого конгресса к 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского 15-16 ноября 2016 года на базе Московского педагогического государственного университета прошла научно-практическая конференция «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания». Организаторами конференции выступили Московский педагогический государственный университет и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству «Россотрудничество».
На открытии конференции выступили Сергей Дмитриевич Каракозов, доктор педагогических наук, профессор, и.о. ректора МПГУ, Николай Николаевич Малофеев, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, директор Института коррекционной педагогики РАО, Вадим Витальевич Чеха, кандидат юридических наук, начальник Управления сотрудничества в сфере образования и науки Россотрудничества, Виктор Васильевич Семикин, доктор психологических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии РГПУ им. А.И. Герцена. В роли ведущего выступил Алексей Львович Семенов, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО.
В пленарном заседании конференции выступили с докладами ученые из России, Ирана, Польши, Великобритании, Аргентины, США, Китая, Японии (Нобуо Хиросе, кандидат педагогических наук, профессор, заместитель декана факультета педагогики Государственного университета Яманаси, Япония. «Дефект и сверхкомпенсация. Идеи Л.С. Выготского в японской специальной педагогике»; Маженна Заорска, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой специальной педагогики факультета педагогических наук Университета Н.Коперника, Польша. «Воплощение научных идей Л.С. Выготского в практику образования детей с нарушением зрения и слуха в Польше»; Йадола Саеедния, кандидат педагогических наук, основатель когнитивных школ в Тегеране, Иран «Развитие идей Л.С. Выготского в образовании Ирана»). В докладах были освещены различные аспекты биографии ученого, научные идеи Л.С. Выготского, перспективы их развития в таких направлениях, как психология образования и искусства, психология развития и коррекционная психология. Особо отмечена роль культурно-исторической концепции Л.С.Выготского в методологии современного российского образования, показана её значимость для распространения за рубежом лучших образовательных практик. Много внимания было уделено достижениям отечественной дефектологии, построенным на методологическом подходе Л.С.Выготского, обозначены перспективы развития этой отрасли как научного знания и направления практической деятельности.
В рамках работы секций было продолжено обсуждение современного состояния и перспектив реализации научного достояния Л.С.Выготского. Состоялось свыше 130 докладов по следующим направлениям и секциям:
Направление 1. «Культурно-историческая психология и ее место в системе наук о развитии природы, человека и общества»:
секция 1. Общекультурные и научные истоки творчества Л.С.Выготского;
секция 2. Опережая время: идеи конструктивизма в творчестве Л.С. Выготского;
секция 3. Инструментально-генетический метод Л.С.Выготского в российской психологии;
секция 4. Формирование идентичности личности в контексте деятельностей, опосредованных системами ценностей, культурными нормами и т. п.;
секция 5. Эвристический потенциал концепции Л.С.Выготского о высших психических функциях;
секция 6. Культурно-историческая психология эмоций;
секция 7. Сознание как проблема культурно-исторической психологии;
секция 8. Культурно-исторический подход Л.С. Выготский и А.Р. Лурия как методологии нейропсихологии и патопсихологии;
секция 9. Культурно-деятельностная методология Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева в современной психологии познания: проблемы и перспективы;
Направление 2. «Культурно-историческая психология и вариативное развивающее образование»:
секция 1. Социокультурная модернизация образования в России: системно-деятельностный подход к проектированию образовательных систем.
секция 2. Образование как расширение возможности развития личности: от диагностики отбора – к диагностике развития;
секция 3. Культурно-историческая методология проектирования развивающего вариативного образования;
секция 4. Позитивная социализация детей с особыми потребностями в системе образования;
Направление 3. «Психология и искусство»:
секция 1. Искусство как культурно-историческая практика;
секция 2. Психология искусства Л.С. Выготского: от теории к практике;
секция 3. Искусство как формирование высших психических функций человека;
Направление 4.«Образовательная политика»:
секция 1. Идеи Л.С.Выготского в мире образовательной политики;
секция 2. Влияние методологии Л.С.Выготского на политику в сфере образования и науки;
секция 3. Образовательная политика: современность, тенденции, принципы;
секция 4. Влияние методологии Л.С. Выготского на современную педагогическую науку.
Участники конференции имели возможность посетить выставку архивных материалов Л.С. Выготского, подготовленную Музеем МПГУ, познакомиться с мультимедиа презентацией – выставкой картин выпускников художественно-графического факультета МПГУ, а также принять участие в мемориальных мероприятиях: вечере памяти ученого, возложении цветов на могилу Л.С. Выготского на Новодевичьем кладбище.
Информация с сайта мпгу.рф