Вопрос медийной и информационной грамотности педагогов в условиях глобальной информатизации является одной из важнейших тем современной педагогики, поскольку уровень образования выпускников школ и вузов напрямую зависит от знаний преподавателя.
На Международном форуме «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению» для руководителей образовательных организаций была реализована эксклюзивная образовательная программа «Медиаобразование в педагогической сфере», подготовленная кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ.
В рамках программы состоялись интерактивные лекции, мастер-классы и тренинги ведущих экспертов и международных тренеров по трем модулям «Управление медиаобразованием: региональный аспект», «Медиаобразование в системе педагогических вузов» и «Информационно-медийные ресурсы системы образования».
«Если говорить об информации, как о процессе образования, то все, что с ней связано это визуализация, а педагог, который умеет визуализировать лучшее будущее – проектное, реальной жизни или семейное, помогает ребенку не бояться этого будущего, дышать им и наслаждаться», – говорит Сергей Тетерский, председатель Экспертного совета по воспитанию при Комитете по образованию и науке Госдумы РФ.
«К тому же, все мы знаем, что любая технология нужна для того, чтобы увеличить конечный результат. Соответственно, изучая новые технологии, в том числе и информационные мы наращиваем опыт, который потом можем передавать студентам», – делится своими выводами Егор Якорев, руководитель проектов СтуденческийАктив.РФ и БольшойТурнир.РФ.
Время не стоит на месте и требования к выпускникам растут вместе с ним. Например, Алексей Николов, генеральный директор телеканала RT, говоря о подготовке журналистов в вузах, заявил: «Как медиаменеджер, я хочу, чтобы выпускник был универсальным солдатом, который умеет писать аналитику, и в тоже время твиты, умеет снимать, монтировать, может сам вести радиоэфир. Но учим ли мы таких универсальных солдат? К сожалению, нет. А это тот идеал, к которому мы должны стремиться».
«Для того чтобы быть универсальными солдатами и соответствовать идеалу работодателя, студенты должны обладать информационной и медийной грамотностью. Также, специалисты, выпускники и педагоги должны быть информационно грамотными, им необходимо понимать с какой информацией они работают, уметь распознавать манипуляции, заведомо ложные сведения», – утверждает Татьяна Владимирова, проректор, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ.
На международных проблемах, связанных с информационными войнами остановился Евгений Кузьмин, заместитель председателя Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», председатель Межрегионального центра библиотечного сотрудничества. В связи с этим он отметил важность такой компетенции как критическое мышление, позволяющее разбираться в тех смыслах, которые транслируют СМИ. Он также подчеркнул значение такого информационного инструмента как чтение, его роль в формировании медийно-информационной грамотности.
Технологиями создания каталога медиакомпетенций поделилась Оксана Силантьева, основатель компании SilaMedia, международный тренер-консультант в сфере внутренней, внешней и массовой коммуникации. Она раскрыла секреты того, как создать свой собственный медиапроект, из каких элементов, модулей и форматов он состоит, как ставить задачи журналистам, работающим на нескольких медиаплатформах, как научиться распределять нагрузки, расставлять приоритеты, комбинировать подходы.
О будущем медиа и экологии медиапространства шла речь на мастер-классе Ирины Жилавской, зав. кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан МПГУ, президента Ассоциации специалистов медиаобразования. «Сегодня мир меняется так быстро, что мы не успеваем оценить эти изменения, а они существенно меняют нашу жизнь и нас самих. Кто-то открыт всему новому, а кто-то просто не способен к трансформации», отметила Ирина Владимировна. Она нарисовала сценарии развития медиасферы, которые ожидают человечество в ближайшем будущем.
«В настоящее время каждый думает, что он центр мира и может говорить все, что угодно. Свобода слова рушится. А для того, чтобы сохранить свободу слова, нам нужны информационно-грамотные педагоги, которые смогут отделить достоверные сведения от недостоверных и наладить отношения со студентами и школьниками», – подводит итог Иосиф Дзялошинский, профессор Департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ.
Также руководители образовательных организаций в рамках Деловой программы Международного медиаобразовательного форума приняли участие во внеочередных общих собраниях членов Евразийской ассоциации педагогических университетов (ЕАПУ) и Ассоциации развития педагогических университетов и институтов (АРПУИ). В повестку дня собраний был включен вопрос: «Об избрании президента ЕАПУ» и «Об избрании президента АРПУИ», соответственно. На должность президента ЕАПУ и президента АРПУИ была предложена кандидатура Алексея Лубкова, и.о. ректора Московского педагогического государственного университета. Участники собраний единогласно избрали Алексея Владимировича президентом ЕАПУ и президентом АРПУИ.
«Мы включаемся в работу по обновлению общего образования, мы пытаемся вернуть содержание общего образования. Вы знаете – те стандарты, которые сегодня действуют, они, по сути, лишены этого содержательного, предметного, фундаментального ядра – это самый главный недостаток. Они лишены концепции духовно-нравственного воспитания личности, которая была разработана, но по разным причинам прежним руководством не была принята в качестве нормативного документа у нас в Российской Федерации. Но и, безусловно, то, что происходит в общем образовании мы должны согласовывать с обновлением и модернизацией педагогического образования, прежде всего – высшего педагогического образования», – сказал в своем приветственном слове Собранию А.В. Лубков.
В Международном форуме «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению» приняли участие более 200 руководителей и представителей педагогических вузов России и стран СНГ, российских и международных экспертов в области медиаобразования и медийно- и информационной грамотности. Организаторами ММФ выступили Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Евразийская ассоциации педагогических университетов, Ассоциация развития педагогических университетов и институтов, Ассоциация специалистов медиаобразования при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.